Обзоры фильмов про ведьм, магию и колдовство

 


 

Сериал «Тайный знак» ***

Подростковый сериал про сектантов — сатанистов (хотя прямо это и не указано). Очень хорошо разработан сюжет охмурения. Профессионально. Не зря им это специалисты — сектологи ставили. Жаль, что все объяснилось довольно банально — наркомафией. И конец сериала мне показался несколько скомканным.

Сериал «Черный Ворон» ***

Здесь нас волнуют только два персонажа: бабка — колдунья и ее рыжеволосая внучка. Да и сама сюжетная линия, связанная с передачей колдовства. Скажу сразу: я не верю в «белых колдуний», которые прожили около 300 лет. «Добрые колдуньи» столько не живут. По идеологии — смесь викки с какими-то этническими элементами. Сами бабы — довольно харизматичны.

Вернемся к «Черному Ворону». Там две девушки — хорошая и плохая. Хорошая меня страшно раздражала (хотя красавица и смотреть, опять же, приятно). Да и жизнь у нее жены алкоголика, что мало интересно. Вторая, которая де — ведьма, любительница приключений и авантюристка. Ничего ведьминского не делает. Смотрит только по-особому. Для этого там ей что-то в глазках зеленым подсвечивают, чтоб самый дурашливый зритель понял. Ну, миленько.

Ведьма (Witchcraft: Evil Encounters) *

Фильм снимался в 1980-е гг. и это заметно. Сюжет похож на «Десять негритят», но с второразрядными ужасами. Есть журналистка — девственница, которая пишет книгу про какую-то ведьму. Влюбленный в нее фотограф. Они поехали на некий остров расследовать все про ведьму. Беременная девушка, ее брат, отец и мачеха покупают этот дом ведьмы на острове. Ведьма — пожилая крашеная блондинка с нездоровым бледно-зеленым цветом лица и обильным макияжем (польуясь цитатой из нежно любимого мною Пратчетта: «ее глаза были похожи на раздавленных в сахарнице мух»). Неправдоподобно могущественная и пользующаяся неправдопобными волшебными предметами. Да, и тетка — архитекторша, которую нанимают на реконструкцию дома. Ведьма поначалу появляется в зеркалах и отражениях и убивает людей. Потом это вообще становится неважным.

Катер уплывает обратно с повесившимся капитаном (его навестила ведьма). Семь человек остаются на острове: семья, риэлтор, продающий этоот дом, пара журналистов, оказывается, обманнным путем проникших в дом и сама ведьма (похоже, бывшая киноактриса, не без странностей). Ведьму видит только маленький мальчик. Ужасы, пытки, убийства почти в реальном времени. Одно изнасилование во сне каким-то демоническим мерзким персонажем. Все это, оказывается, часть сатанинского ритуала. Ведьма оказывается в результате довольно молодой, беременной и безумной. Смеется «сатанинским смехом». Чем ближе к концу фильма, тем алогичнее и абсурднее сюжет. Ведьма «вбирает» в себя всех убитых. Мальчика взять ей не удается. Она в отчаянии выбрасывается в окно. В результате мальчик и бывшая девственница остаются в живых, но экс-девственница к своему ужасу беременна.

Фильм дурацкий, некрасивый, глуповатый, занудный и отвратительный одновременно.

Туманы Авалона ***

 

Викканская сказка о принцессе-ведьме (Моргане) и ее инцестуальной любви с братом — королем (Артуром). Исторической правды нет, традиционной мифологической артурианы — тоже. Это вредная рассказка о кровосмешении. Сестра спит с братом, не зная этого (не выбирая его и отсюда совершенно немыслмое чувство вины). И бессмысленно обсуждать тут, как должны вести себя «настоящие ведьмы» и что Моргане «следовало знать», а еще «не бояться первой брачной ночи», даже если совершенно не знаешь, кто и как тебя тут трахнет… (Это вообще какой-то дурной стереотип, что все ведьмы должны быть сексуально активны, отзывчивы, темпераментны и соблазнительны.) Грустная в целом история.

Вообще фильм женский, якобы про конец золотого жреческого матриархата (на смену которому будто бы пришло христианское женской монашество). Три героини поразительно хороши. Нимуэ играет бывшая Мортиция из «Семейки Адамсов», Моргану — сестра Хетэуэй из сериала «Скорая Помощь» (все-таки быть романтичной ведьмой ей идет больше), Моргауза — злая рыжая стерва (раньше я ее не видела). Мужских характеров, кроме Утера, в фильме нет. Встреча Игрейны и Утера — самая лучшая романтическая сцена всего фильма.

Этот фильм снят по роману Мэрион Зиммер Брэдли. Она — известная писательница в жанре «викканской фэнтэзи». Однако то ли фильм далек от текста, то ли текст не слишком удачен. Обычно Брэдли более тонко подходит к своим героям и сюжетам. Идея и смысл фильма мне не понравились.

Есть красивые сцены и любопытные детали. Так, в знак жречества женщине татуируют на лбу полумесяц. Я же себе в свое время вытатуировала полумесяц под пупком, ну примерно с теми же мыслями. Наверно, это такая удачная архетипическая идея.

Ведьмак. (Vedzmin) *

Сказано, что фильм создан по двум повестям Сапковского «Последнее желание» и «Меч предназначения». Ура! — сказала я и помчалась смотерть фильм. Однако удивило сразу то, что в авторах сценария сам Сапковский указан не был. Там какая-то супружеская (видимо) пара. И слабые подозрения оправдались в ужасающей степени.

Имена персонажей безусловно взяты из книг. И отдельные фразы. И некоторые сюжетные линии (любовь Геральта и Йенифер, поиск Цири, знакомство с Борхом Три Галки). Знакомые сцены все переписаны, сокращены, как бы резюмированы и добавлено то, чего не было. Добавлены сюжетные линии голливудских (травмированный мальчик мстит спустя годы) и польских исторических фильмов (разграбление женского монастыря — в оригинале это храм богини Мелитале — и убийство монахинь). Сказывается явно маленький бюджет. Чудовище — подземный червяк с драконьей пастью. Никакой компьютерной графики в сценах волшебства, вообще по минимуму сокращено волшебство.

Пейзажные перебивки одного и того же заката.

Ведьмак довольно мужиковатого вида, но в целом не так плох. Внешне. Игра его очень плохая. Что он говорит — лучше не слушать. Вообще можно не слушать то, что говорят персонажи. Все итак понятно. Они пересказывают то, что в книге сказано о них самих. Знакомство Геральта с Йенифер переврано. Йенифер также прямо говорит Геральту, что хочет ребеночка. И вообще тихой семейной жизни. О Йенифер стоит сказать особо. Приятная актриса, брюнетка, но с карими и небольшими (скорее цыганско-болгарского типа), а не фиолетовыми большими глазами. Ослепительной красоты нет, бело-черных одежд тоже. Тихая милая влюбленная женщина, ну чуть обидчивая. Героев вообще мало, их количество сведено до минимума. Ренфри («Сорокопутка») неплоха. В ней чувствуется сила и энергия. Но ее быстро убивают. Воинственные зерриканки — просто смуглые полуголые девушки с макияжем, не энергичные особо.

Дракон или Борх Три Галки — в виде человека приятен внешне. В виде дракона — неплох, но не золотой, а так, рыжевато-желтый. Но лучше было бы ему (актеру) поменяться местами с Лютиком. Лютик похож на купчика или приказчика. Ну не поэт, ну не красачик, ну никак не похож на эльфа (в книге он похож на эльфа, когда отпускает локоны), даже наощупь. Пухленький такой. Милый, но очень уж домашний. Все-таки фильмы — фэнтэзи должны быть красивыми. И персонажи должны быть красивыми, тем более если об их красоте явно сказано в тексте, да и роль располагает.

Хороша Паветта с явно русалочьей внешностью. Упорно, правда, пытается сообщить своей матери, что «не девушка». А это раздражает (опять польская средневековая семейная драма). Смешно, но маменька не хочет ее слушать, хотя уж что-что, а это холодные и деспотичные маменьки (какой показана Каллантэ в фильме) выслушают очень внимательно. Остался вопль Паветты, что приятно радует. Забавно, что друид выкрикивает тогда руны Старшего Футарка «Райдо» и «Эльхаз» точь в точь в современной транскрипции. Цири — девочка приятная. Но ведет себя как девочка, а не как девочка-мальчик, которой Цири представлена в книге.

Мелитэле мне понравилась. Такая мамочка — наседка.

Куча ошибок и смысловых несоответствий. Например, в сцене знакомства с драконом Борхом Три Галки, ведьмак вытаскивает убитого маленького дракончика. И они с Борхом начинают дружить.

Персонажи говорят современным языком. Доспехи и одежда от разных эпох и народов. Общая атмосфера бедной Польши 17 — начала 18 века. Похоже на съемки не самой удачной ролевой игры. Костюмы преимущественно серо-бордовые. Нет зеленого или оранжевого, вообще ярких красок кроме красного. Нет эльфов, гномов. Один низушек. Пафос фильма совсем не тот, что в книге. Нет иронии и тонких деталей.

В общем, Сапковского отымели.

Полночь в Саду Добра и Зла (Midnight in the Garden of Good & Evil, 1997) ***

Очень американский фильм с Клинтом Иствудом в роли… режиссера. Городок в южных штатах и пришлый журналист. Убийство богатым геем — антикваром своего любовника — хулигана и наркомана. Большая часть фильма проходит в занудстве судебного заседания.

В аннотации к фильму — на обложке — русским языком написано "… события кажутся столь таинственными, что сама собой напрашивается мысль о магии и колдовстве". Не знаю, как у кого — у меня ни разу не напросилась. Вообще ничего удивительного там не было. Как всегда, правда, порадовали «экстремалки»: в данном случае это был негр — транссексуал (сверху и сзади — женщина, спереди и снизу — мужчина). Еще страшно повеселил «бал черных», которые стараются, чтобы «все было как у белых людей». Остроумно. Впрочем, там были красивые негры — а они меня всегда радуют.

Теперь о колдовстве. Дело там не в событиях. А в том, что происходит то и так, как это и бывает. Без постороннего колдовского вмешательства. Есть там колдунья вуду — негритянка, натуральное дело. Это только в Москве, похоже, можно встретить потомственных «хохлов — вудуистов». Ну уж не на юге Штатов. Так вот, она легонько там делает вудуистские обрядики на кладбище, ну, могиле своего мужа. Он был славным вудуистом — наверно ему это приятно.

И наконец — о магии. Она тут в равновесии. В том, что человек долже уметь заплатить и за добро, и за зло. Признать и то, и другое — в себе, и в другом человеке. Даже если он был твоим любовником, даже если ты его убил. И наоборот. Тут оно было нарушено и все получили то, что получили. Поучительный фильм… А, ну еще очередная кудрявая блондинка получила себе мужика.

Ведьма из Блэр — 2: Книга Теней (Blair Witch — 2: Book of Shadows, 2001) ****

 

Отличное сюжетное начало. Туристическая истерия по следам первого фильма и что из этого получается. Стиль — уже более обычный сценарный сюжет и операторское подражание предыдущему фильму. Главный конек этой части — перескакивание во времени (обратите внимание с самого начала!)

Отличные персонажи — выпущенный из психушки параноик (скажу сразу — он не главный злодей, каким был бы в обычном фильме ужасов), приличная пара из мужчины и женщины (женщина беременна, но ребенка хочет мужчина), викканка почему-то называющая викку «вуду» (но мы все равно будем называть ее «викканкой» — может это в русском переводе ошиблись или не знали, как перевести?) и готичка — ясновидящая. Неплохо, да?

Рыжеволосая кудрявая викканка — все постулаты и цитатки типично викканские, до тошнотворности. Да и поведение. Говорить о любви к природе, несправедливости, учиненной над ведьмами, сыпать проклятьями типа «За это воздастся тебе втрое» (бред… бред...), побегать голышом, немного потрахаться, потом в страшной истерике взывать к Персефоне… Замечательный вопрос к ней был — «А как твои родители к этому относятся?» (Этот вопрос мне задавали с 13-летнего возраста… по поводу чего бы то ни было… ) А она сказала, что ее папа епископальный священик, что тоже симптоматично.

Готичка — ясновидящая (ну, чуть-чуть) мне очень понравилась. Вся в черном, с черными волосами, соответствующим гримом. И ведет себя более трезво и адекватно, как бы… Ну, когда она лежит на могиле и подпитывается энергией — это привычное позерство, так что простим. Ну, обычные фак-оффы, пальцы рогами, клепанные ошейники на шее (где мое счастливое детство? то-то она мне так нравится) и все такое… Сюжет с толканием и оскорблениями ведьмы в магазине (ну, тут готички — выглядевшей для провинциальной публики как ведьма) взят, видимо, из Иствикских Ведьм (см. ниже). Ну, или это у них обычное дело, в провинциальных магазинах.

Из заинтересовавших меня деталей: руны Альгиз и Турс на теле мужа, Турс и Кано на викканке, и Науд и Кано на готичке. Красиво смотрятся… Но особого смысла я в них не вижу.

Рассказывать фильм, конечно, не нужно. А посмотреть его и заиметь у себя, конечно, стоит (вместе с первым!). Мне лишь не понравилась нарочитая загадочность отдельных сюжетных линий, да и основного смысла — разгадки случившегося. Понятно, что фильм дает несколько догадок, каждая из которых ведет к своей версии. Но я бы предпочла «настоящую тайну», такую, какой она действительно могла бы быть. Все-таки это было в Ведьме из Блэр — Первой. Сейчас стало интереснее, но фильм из мистики (черной мистики, если угодно, вдобавок правдоподнобной, в отличие от пафосняков типа Экзорциста) превратился в мистический детектив без разгадки.

Четыре комнаты (Four Rooms, 1995) ****

Здесь, конечно, я буду рассматривать только один эпизод — Первую Комнату с ведьмами. Мне этот отрывок чрезвычайно понравился — такая изящная пародия на викканские ритуалы. Тонко подмечены особенности — участие в одном ковене совершенно разных теток и их поведение. Воскрешение богини Дианы (в оригинальных обрядах — Нисхождение Луны или Вызывание Богини). «Богиня Диана» в этом случае — заколдованная волшебница, то ли бисексуалка, то ли садомазохистка, скорее все вместе и одновременно. Что тоже недалеко от правды — как раз дианическая традиция викки ратует за бисексуальные и гомосексуальные отношения, а классическая гарднерианская викка как раз пользовала в свое время хлестание плетьми.

Мне понравилось, что тетки говорят закляться стихами. Забавным было новообращении юной подружки одной из ведьм — действительно, в викке все просто: «я тоже хочу быть ведьмой! — ты уже ведьма!» Явно выделяется Верховная Жрица ковена — властная, красивая тетка, неописуемо ведьма в исполнении Мадонны — ослепительная блондинка, кажется, в латексе, со своей панкующей подружкой. Отличной была простенькая улыбающаяся девушка с метлой, «путешествующая налегке» — типичный и внешне наиболее привлекательный персонаж викканских общин. И две типичные домохозяйки, последней из которых «пришлось соблазнить такого козла», как портье. «Разбор полетов» среди ведьм меня тоже повеселил. Конечно, это довольно старый фильм, но такой эпизод было бы грех упустить.

Колдовская любовь **

 

Возможно, французы не умеют снимать фильмы про колдовство… Почему у меня такое впечатление? Потому что именно французы сняли бредовый фильм про колдовство с прекрасной блондинкой, страшным злодеем, попыткой инцеста, милым шалопаем (я имею в виду не ребенка, а главного героя фильма) и идеей, что «любовь сильнее всего».

Прекрасная блондинка, которую играет Ванесса Паради, безусловно хороша и изысканна, спору нет. Она светлая и хорошая колдунья, только вот досада, любить им нельзя, да они толком и не умеют. На этом строится весь сюжет фильма. (Ну скажите мне, что может быть скучнее ведьмы, которая думает, любить ей или не любить?) Есть самый плохой колдун, его играет Жан Рено, и он меня радует, ну, такой приветливой мужской пафосностью. У них свои колдовские разборки — это понятно, при этом большей частью они выделывают трюки наподобие копперфильдовских.

Но мы подходим к наиболее трогательному моменту. Главный герой ведьминской истории это кто? Правильно (см. ниже) — пассивный мужчина. Тут у нас тоже встречается шалопай, которого вначале околдовали и хотели пустить в расход, а потом подумали, где еще такое сокровище найдем, и пожалели. Более того, колдунья зачинает ребенка от портрета, на котором видны только глаза (Wow!). А потом рискует сыном и собой ради неизбывной любви к шалопаю. Бред какой-то. Все-таки во Франции они плодят разных визионеров и ясновидящих, от Жанны д'Арк до этой… Марии Дюваль, а с ведьмами, видимо, у них туговато.

Согласна, ее обрядец по привораживанию хилого дядьки вполне правилен. Если найти дядьку, который будет лежать и не двигаться, пока ты ходишь вокруг кругами с неясным намерением на лице… Собственно, не привораживание даже это, а банальное соблазнение с попутным завязыванием узлов на галстуке. Ну что ж, рекомендую (если вы общаетесь с мужчинами, которые носят галстуки). Главное, затянуть потуже.

Воссоединение семейки Аддамсов (Addams family Reunion, 1998) **

Продолжение двух предыдущих культовых фильмов явно потеряло большую часть смысла. Исчез стиль и какой-то свой ритм сюжета. Новые актеры сильно проигрывают по сравнению со старыми. Девочка Венсди — тупа и невыразительна. Сама Мортиция Аддамс теперь похожа на обычную стерву, ни красоты, ни бесстрастности ее одноименной предшественницы.

Сюжет разнообразнее, но свой стиль утерян, и сюжетные придумки уже не радуют. Да и по-большому счету это все обыгрывания удачных моментов предыдущих фильмов. В общем, мне было откровенно скучно. (Понравилась только летающая женщина, вызывающая ветер.)

Любовный эликсир №9 (Love Potion #9, 1992) ***

Легкая комедия для интересующихся приворотами. Мужик идет к практикующей цыганке — посмотрите на колдовской антураж, очень симпатичный — та говорит, что по руке у него ну никаких женщин не было и не предвидится. И потому выдает ему любовный эликсир (хотя, зачем менять судьбу, если он даже и не просит? , внешне, правда, очень похожий на свежую менструальную кровь. Но он его не пьет, а выкидывает, его слизывает кошка, и после бессонной ночи с сонмищем орущих котов, до дядьки доходит, что надо было пользовать моментом. Дальше идут огрехи сценария и продолжаются они по ходу всего фильма. Главные герои оказываются биохимиками — чтобы суметь повторить фокус. Появляется плохой дядька — дружок главной героини, купивший у ведьмы тот же эликсир, причем всю бутылку. При этом моральной ответственности ведьма, выдающая любовные поушены, способные свалить с ног, или наоборот, поставить на уши, все половозрелое население города (включая животных), не несет.

Фильм хорош общей логикой — не фиг надеяться на любоные поушены. Забавно, что им всем понадобился эликсир на «снятие приворота» — тоже метафора правды жизни. Еще мне понравились некоторые комические сцены, с проституткой, которая заныкала этот самый эликсир и т.п. (Как вы думаете, что заставит делать мужчин эксплуатировавшаяся ими проститутка, которой дана абсолютная власть над каждым из них, после того, как деньги и ценности уже отберет?) Повеселило и то, что когда мужчине и женщине была дана возможность быть неотразимым(-ой) для противоположного пола, то тетка закадрила английского принца, а мужик пошел в женское общежитие. Симптоматично. Советую этот фильм тинейджерам и людям нетяжелого характера. И Сандра Баллок — красивая женщина, смотреть на нее приятно.

Сабрина — юная ведьмочка (Sabrina — the teenage witch) **

Sabrina, the Teenage Witch (1996)

Безусловно, слыша выражение «ведьмочка» мне хочется удавить то горло, из которого оно издается… Так еще могут называть лысые и пузатые пятидесятилетние дядечки черноволосых малолеток с перевернутым крестом на шее, цыганскими картами в саквояже и хламидиозом еще в одном месте. Во всех остальных случаях, название неправомерно. Ну да ладно. Если во время фильма есть баклажаны с чесноком, эффект от дурацкого перевода стирается. (Это рецепт.) Впрочем, героиня внутренне чем-то соответствует вышеупомянутому случаю. Нет, она крайне приличная девочка, но что-то в этом есть аналогичное...

Есть две тетушки — ведьмы, обычное дело. Ведьмы производятся в результате действий пары женщин тем или иным образом. Метафорически, разумеется. Думаю, это архетипический момент, как и то, что ведьма — пришлая или воспитывается не родителями. Безусловно, создатели фильмов и сценариев этого не осознают, но бессознательно все равно получается у них именно так. Здесь девочка опять — новенькая в городе и школе.

Ведьмы для ритуалов одеваются в белое. Что режет глаз, но, очевидно, предполагается, что это униформа «хороших ведьм». Есть отдельное место которое можно найти во сне, где собираются ведьмы. Что довольно правдоподобно, правда там ничего не происходит, никто больше не появляется, зато горит костер, есть шкаф и большая кровать. (А что еще нужно из мебели ведьме, как не огромная кровать?) Заклинания произносятся стихами — что тоже правильно. Чересчур сильное искажение реальности — стирание событий — в частности разговора о мужской попке.

Порча тут ведьмам разрешена (впрочем, дальше превращения в животного и прыщика на лице фантазия не доходит). Любовная магия запрещена. Этим занимаются только плохие ведьмы. А тут хорошие ведьмы. (Сжигали тоже де только плохих ведьм.) Есть правило про любовные заклинания. Если ты приворожишь-таки человека, любого пола, а он тебя поцелует (ну, метафора, натурально), то ты же и превращаешься в животное — спутника ведьм. Например, в черную кошку — и на тебе эксперименты будут ставить и показывать. Бр-р-р… А вот если он тебя и вправду любит (а не только трахнуться желает — ну это для подростков актуально), то все будет нормально.

Мальчик, на которого следовало обратить внимание (и в результате обращается) — мечта любой бабушки. Услужливый, помощник по дому, цветочки подсосывает, немного неловкий, но милый. Я уже говорила (см. ниже), что послушный мужчина — часть ведьминской мифологии.

«Подземелье драконов» (Dangeons & Dragons)***

Естественно, «днд-шник». Красиво слепленный фильм с кучей спецэффектов. Впрочем, они воспринимаются как должное — видимо потому, что сам сюжет слабый и до тупости недвусмысленный. Черный маг (его играет Джереми Айронс, герой «Лолиты») с приспешником против хорошей и молоденькой королевы. С какой радости маг провоцирует с ней войну, не имея уверенности в своих силах — непонятно.

Два вора, девушка — маг, эльфийка — полицейский, рыжебородый гном — естественно главные герои, выполняющие квест. Находят жезл, управляющий красными драконами. По ходу дела прохождение лабиринта в Воровской Гильдии (еще вариант — битва на гладиаторской арене, но тут обошлось без этого). Негр, по характеру — кендер, умирает, но его воскрешают в самом конце сюжета, на его же могиле. Хотя непонятно как. Я все ждала, когда он из гроба поднимется. Но видимо тут какой-то другой способ был. Сюжетные линии простроены довольно хило.

Хуже всего, однако, не это. Страшнее всего то, фильм обильно сдобрен сценами, обязательными для дешевых полицейских боевиков или подростковых сериалов. (Подобный эффект наблюдается, кстати, в известном фильме с Ричардом Гиром и Шоном О'Коннери «Первый Рыцарь» — по около-артуровскому сюжету.) Вроде героини, которая говорит герою перед квестом «Береги себя.» Тот снисходительно улыбается и говорит «Обязательно». (Меня всегда удивляло, зачем отвлекать людей дурацкими советами, когда им сосредотачиваться надо.) Или девушка-маг оправдывается, что бывают маги хорошие, а не только плохие. Или рассуждения героев о социальной справедливости, что де одни маги правят — это нехорошо. Да маги там — бородатые старцы исключительно одной половой принадлежности. Непонятно, зачем им в ученицах девушки. Хотя в общем, понятно, конечно.

Понравилось кроме спецэффектов: девушка — эльфийка, действительно очень интересная; то, что магия может быть довольно противной на вид (здесь в духе «Alien'ов», но это непринципиально). М-м-м… да вот и все.

«Лезвие Ведьм. Начало» (Witchblade.Pilot) ***

Witchblade (2000)

Лозунг «Дай волю своим желаниям» в фильме означает способность проявлять агрессию. Что небесполезно для любой женщины, а для ведьмы в особенности. Впрочем, ведьмы как таковой тут и нет. Есть итальянка-полицейский, женщина — воительница, обладающая магическим артефактом (женский браслет, превращающийся в боевой «наручник» и, вдобавок имеющий свойства лазерного меча).

Есть некие «хранители» этого артефакта и женщины, им обладающей. Довольно типичный ход. Если женщина обладет неким сокровищем и сама сокровище, то у этого всего есть «хранители», тотально подчиненные этой силе. Впрочем, это бывает у случае изначальной избранности этой женщины, а не ее подвигов и свершений. Эта женщина оказывается и вместе с тем всеми женщинами, обладавшими этим артефактом. Всех времен и народов. Это красивая часть сюжета, но почти не разработанная, очень вялая и слабая.

Тетка хорошо сходит с ума. Говорит с мертвыми, видит то, чего в реальном мире нет. Почему-то это называется магическими способностями. Какие ж тут способности — она ж ничего не контролирует и предугадать не может! Но по сюжету, это не сумасшествие, так побочный эффект от браслетика.

Много сюжетных линий не доведено до конца. В целом фильм довольно слабый. На обложке видеокассеты героиня куда красивее, чем в фильме. Это тоже обломало.

«Экскалибур» (Excalibur)**

Рыцарский боевик по роману Т. Мэлори «Смерть Артура». Никогда бы не подумала, что фильм по классическому артуровскому сюжету способен навеять на меня скуку. Но так и случилось. Слабые и дешевые спецэффекты, потому особого волшебства не получилось. После «Великого Мерлина» так вообще плакать хочется. В основном слышен лязг мечей, видны отрубленные руки, зарево пожаров, вороны, выклевывающие глаза трупам.

Блестящий Экскалибур с зеленоватой подсветкой, до умопомрачения смешные средневеково-фэнтэзевые костюмы. Нет красивых женщин, да и интересных мужчин. Красавчик Ланселот слащав до омерзения. Моргана, по совместительству Нимуэ, очень неприятна на вид, с лисьей такой мордочкой. Но это не специально, в фильме она считается красавицей. Мерлин — пожалуй, похож на Мерлина, такой непонятный колдун с мерзким характером.

«Постучи по Стоунхеджу — разбудишь Мерлина» — когда Моргана заточила Мерлина в стеклянном колпаке, Артур будит его, постучав по камню дольмена. Смешно. Да, Моргану убивает ее сынок, Мордред. Она лежит в железном лифчике и ботфортах в шатре, тут к ней приходит Мерлин и обманом заставляет потерять силу. Она стареет резко и неотвратимо. Лифчик болтается на впалой груди, а беззубый рот едва шамкает. Увидев это, Мордред ее убивает. По-моему, совсем немотивировано. Да-да, она тут совмещает в едином лице еще и Моргаузу. И все сыновья Моргаузы воплощаются в одном Мордреде.

Хорош разве что сюжет с Парсифалем, который здесь находит-таки Грааль. А Артур теряет Экскалибур и становится раненым Королем. Ну, понятно, в конце концов они с Мордредом друг друга убивают. При этом Мордред усиленно тянется к уже смертельно раненому Артуру, чтобы тот его все-таки убил. В общем, фигня ужасная. И скукотиш-ща.

«Красная Скрипка» (The Red Violin)*****

 

Замечательный мистический фильм. История скрипки и женщины, как бы ставшей ею. Изящные сюжетные ходы, нет ничего лишнего. Малейшие нюансы образов и персонажей гармонично вплетаются в общее полотно рассказа.

История переносит зрителя от Италии времен позднего Возрождения до музыкальной столицы мира Австрии века 18, Англии времен Байрона, Китая эпохи культурной революции Мао Дзе Дуна и, наконец, антикварного аукциона в Нью-Йорке. Отчетливо, насколько это вообще возможно, передано особое настроение каждой страны и эпохи. Возможно, во мне тут говорит историк — но я видела «правильность» этого.

В некотором смысле это история гадания. Причуд судьбы и смыслов. Фильм лучше смотреть, не зная ничего о сюжете заранее. (А аннотация на кассете, как это бывает, неверная.)

«Ведьма из Блэр» (Blair Witch)****

 

Большинство из вас знают этот фильм. Трое ребят идут в лес, искать следы легенды о ведьме. Там теряются, ругаются и неизвестным образом исчезают. Очень интересно сделанный фильм сам по себе. Но мне испортил впечатление рассказ одного приятеля. Он сказал, что жена его так испугалась фильма, что спать боялась по ночам. При этом она думала, что фильм документальный и все было взаправду. («Она так наивна», — приговаривал мой друг.) Потому я ожидала чего-то сверхужасного. Контролировала себя и свои ощущения в каждый момент. Это, естественно, все испортило.

По ходу дела возникали мысли и идеи, как бы я себя там вела. По всему, ребята ведут себя крайне непрофессионально, и события их ничему не учат. Имхо, надо было ставить защитный круг по ночам, и не суетиться. Найти ориентир и магическую ресурсную фигуру, к которой обращаться. Главное — не гоняться за тем, что слышится. По принципу «против лома нет приема, окромя другого...» Это все делала бы я, не умеющая ориентироваться в лесу вообще никак, даже в лесопарках с дорожками.

Вообще, безусловно есть вещи в этом мире, с которыми лучше не связываться. И, с этой точки зрения, это очень хороший фильм.

«Вызывающий бурю» (The Tempest)**

The Tempest (1992)

Дешевая американская поделка на тему «Бури» Шекспира. Деспотичный папаша — бывший плантатор, а потом вудуист. Дочурка, влюбляющаяся в первого встретившегося мужчину. Брат вудуиста — злодей. Негр — хороший. Дикарь Калибан Шекспира превратился тут в «человека-аллигатора», ничем от остальных белых мужчин не отличающийся, разве что образованием. Потому непонятно, почему дочурка вудуиста не захотела с ним близко знаться и почему он служит вудуисту. Эффекты так себе, неплохие, но ничего особенного. Красивая тетка вудуистка. Все это на фоне гражданской войны в США.

«Практическая Магия» (Practical Magic)****

 

При втором просмотре фильм мне понравился куда больше, чем в первый раз… Про семейное проклятье в роду у ведьм, относящееся к отношениям с мужчинами. Очень, надо сказать, типично и натурально. Про сестринскую дружбу девушек с ведьмовским и «талантом в другой области». Про гадкого мужика, оказавшегося насильником и маньяком. Впрочем, вряд ли следовало подпаивать его белладонной. Тут и нормальный свихнется, не то что маньяк. Две старшие тетушки — ведьмы, две девочки — ведьмы. С продолжением династии у них нет никаких проблем. Никакой муженек, который, впрочем, умирает сам по себе (пассивный мужчина — обычный персонаж ведьминских историй, как и «гадкий мужчина»). И, наконец, «мужчина ее мечты». Вполне себе натуральное намерение его в детстве и встреча в зрелом возрасте. Очень миленько.

Напрямую колдовские фокусы в фильме, конечно, отдают балаганом. Вроде простенького воскрешения мертвого, роз на его могиле и одержимости. А вот подоплека вполне себе магично-натуральная. Ну и весь антураж викканской традиции, что приятно. Да, очень милое собрание ковена из первых попавшихся теток, что еще раз показывает, как каждая женщина может быть (или побывать) ведьмой. Как обычно, магазин оккульттоваров — как центр ведьмовской жизни маленького американского городка.

«Колдовство» (The Craft)*****

 

Три девицы — школьницы занимаются колдовством, по самим ритуалам — Виккой. У всех свои проблемы, которые они магическим путем и решают. Появившаяся четвертая завершает группу и теперь они могут делать более полные обряды. Потом заигрываются. Начинаются внутренние разборки. В результате одна сходит с ума, другая выигрывает. Остальные теряют силу.

Меня порадовало то, что в фильме нет морали «будь хорошей девочкой». Героиня, которая победила, тоже не ангел и склонна принуждать остальных. И выиграла она не потому, что сильно хорошая, а потому что сильнее. При том условии, что не делает явных ошибок. Это ближе к правде. Характерным образом, настоящей ведьмой оказывается пришлая, новенькая девочка в классе.

Порадовало то, что все решается руками самих девиц. Свои проблемы они устраняют тоже сами. Нет «мужика, который пришел и все устроил», как это в «Практической Магии» происходит. Видимо сказывается возраст, там бабы постарше. Плохого мужика, и там, и там, соответственно тетки убивают. Логично. Какой же тогда фильм про ведьм, если мужика не изничтожить.

Есть тетка — советчица, мудрая помощница. Но тоже вмешивается в сюжет по минимуму. Как и подобные героини в Практической Магии. Может быть, в этом отличие женских мудрых персонажей в фильмах ог колдовстве, от мужских. Мудрые колдуны всегда во все вмешиваются и наводят порядок. Мудрые женщины вмешиваются — помогают другим только тогда, когда позарез необходимо, а то вымрут все. Тоже правильно.

Очень хороша актриса, игравшая девицу, сошедшую с ума. Просто прелесть, а не героиня. Довольно верно отражены теперешние викканские ритуалы. Не строго общинные, а когда просто собираются тетки поколдовать. Очень приятный фильм. Мой любимый из всех перечисленных.

«Великий Мерлин» (Merlin)****

 

Ну, лубочный такой выриант классического артурианского сюжета. Мерлин не похож на Мерлина. И вообще, он мечом, как волшебной палочкой владеет, в смысле так же легко. Что вряд ли правда. Артур — милый кудрявый мальчик, почти не показывается в сюжете. Моргаузы нету. Есть Моргана, но уродина и спит с эльфом. (Хотя ее превращают в красавицу — но это видимость.) Нимуэ — просто возлюбленная Мерлина, без всякого волшебства. Они там что-то вроде Филемона и Бавкиды.

Безусловно, главная и любимая героиня моя там — королева Маб, волшебное существо. Она хороша. И костюмы, и внешность, и сама игра, и персонаж, как он есть. Обратите внимание, та же самая актриса играет Маб и Леди Озера. Рутгера Хауэра, как обычно играющего солдата, правителя и деспота, я обожаю почти в любом виде. Изабелла Росселини как Нимуэ просто красива. Да, шикарный Модред, такой готический красавчик. И спецэффекты просто потрясающие, особенно, если маленькие — вот дракон не очень получился.

Если возвратиться от актеров к сюжету, то сначала кажется, что сюжет дурацкий. Только после третьего — пятого просмотра начинаешь ловить нюансы. И уже начинает проявляться что-то верное. Мерлин — сугубо положительный герой, но вдохнула в него жизнь королева Маб и по праву он принадлежит ей. Мать Мерлина умирает при родах, и королева Маб не рвется ее спасать — с какой стати. Но Мерлин простить не может ей этого всю жизнь. Что странно, но типично. Даже несмотря на то, что Маб находит приемную мать Мерлину, свою бывшую жрицу, а теперь христианку. Затем Маб обучает Мерлина волшебству, чтобы он стал оплотом язычества и вообще волшебных сил в Британии. Но ослепленный злобой Мерлин борется с Маб до самого конца. Зря, имхо. А Нимуэ тут — христианка.

Сам фильм очень красивый, временами очень трогательный. Советую приобрести или просто посмотреть.

«Иствикские ведьмы» (Witches of Eastwick)****

 

Неплохо и очень мило. Но если не читать самого романа Апдайка. Сюжет совершенно другой и «мораль» тоже. Здесь все забавно и феминистски (для нашей публики, для американцев-то все в порядке вещей) настроено. Когда дьявол оказывается мужчиной со своими недостатками — его дружно кидают. (А в романе он женится на левой девице — и ведьмы наводят на нее порчу. Она начинает умирать, а объект их вожделения оказывается любителем мальчиков и сбегает из города с братом своей жены.) Но это хорошая комедия для семейных просмотров. Особенно мне нравится груда розовых воздушных шариков метра в четыре высотой. Опять, главным дьяволом оказывается пришлый человек.

Насколько мне известно, какие-то викканки были возмущены и подали в суд на создателей фильма, за дискредитацию ведьмовского сообщества. Не знаю, что им не понравилось.....

Обсудить у себя 3
Комментарии (5)

можно еще указать сериал «Мерлин» 

 

А как же сериал «Ведьма»?..

Не могу не отметить образ ведьмы в компьютерной игре «Dragon Age:Origins». И Морриган и Флемет, великолепные образчики, на мой взгляд, да и как персонажи — великолепно проработаны.

Можно, можно… вот для этого мне и нужны были модераторы......

«Колдовство» (The Craft) действительно хорош!
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

~Клуб Ведьм и Ведьмаков~
Участников: 136


И равнодушная рука
Коснулась пламенного тела.
Не тяжела, и не легка…
Как! Ты не этого хотела?!
Тогда зачем в глухую ночь
Тайком спешила к чародею?
Он обещал тебе помочь
Любовь украсть? А счастье, с нею?
Горела толстая свеча,
Струился тусклый дым курений…
Колдун, невнятно бормоча
Мял теплый воск, макая в семя.
Он долго смачно колдовал
Бубнил, курил, гасил окурки.
Потом под нос тебе совал
Две беззащитные фигурки.
Впивалась тонкая игла,
Врезалась нить, вплетая вето,
Ножом граница пролегла…
Им, верно, больно было это.
Любовь убита!… А душа?
И радость, та, что ты хотела?
Что, жизнь не стоит ни гроша
Когда душа покинет тело?
Да, ты любовь его украла
Да, он пришел. Теперь он — твой.
… Скажи, когда ж ты осознала
Что труп живой перед тобой?
Ну, что же смотришь ты печально?
Решила все вернуть назад
Когда ты встретила случайно
Его погасший мертвый взгляд?
Нельзя назад. Про то забудь.
Как?! Ты не этого хотела?
Хотела ты любовь вернуть?
А получила только тело .




Я у костра согрею руки,
Круг черно-белый начерчу,
И все сомнения разлуки
В траву ночную прошепчу.
И не боясь нечистой силы,
С неё потребую ответ,
А буду ли тебе я милой,
И если буду сколько лет?
И как мне быть, и что мне делать,
Слова, какие говорить,
Какой рукой над чашей белой
Какие знаки выводить.
Я атеизм оставлю дома,
И логики забуду путь,
Я обмануть себя готова,
Да ты не хочешь обмануть




Полнолуньем, ведьминой порой,
Ворожбою дышит воздух ночи,
В тихий сад – окно скорей открой,
Что-то мне чудесное пророчит –

Женщина – властительница дум,
Образа волшебного основа,
Та, что я в бреду порой зову,
И хочу увидеть её снова.

Женщина – волшебница, колдунья,
Храма магии – владычица и жрица,
Озорница, милая шалунья,
Ночи полнолуния – царица.

Ей открыты вечности врата –
Времени, от прошлого до завтра,
Ей подвластны – тайна и мечта,
Её путь – «per aspera ad astra»