Ведьмина бутылка, как защита от колдовства

 

Несколько лет назад на юго-востоке Лондона при проведении строительных работ была сделана очень редкая находка: там раскопали необычный сосуд, оказавшийся старинным средством, защищающим от ведьм. Это оказалась так называемая «ведьмина бутылка», относящаяся к XVII столетию. Ее уникальность заключалась в том, что она дошла до нас целой и невредимой, и даже запечатанное горлышко не пострадало. Ранее в руки ученых попадали лишь поврежденные экземпляры бутылок (около двухсот штук), и они могли только догадываться о содержимом таких «волшебных» оберегов.

Сделав предварительный рентгеновский снимок найденной «ведьминой бутылки», исследователи выяснили, что внутри находятся булавки, волосы и обрезки ногтей. Сейчас изучение «сосуда» полностью завершено.

 


«ВЕДЬМИНА БУТЫЛКА» — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Согласно народным английским верованиям, «ведьмина бутылка» считалась мощным магическим талисманом, притягивавшим к себе заклятия и негативную энергию, направленные на владельца. Сосуды с разнообразным содержимым, связанным с человеком, которого они должны были защищать, зарывались в землю или прятались в укромном месте дома. Считалось, что «волшебный» предмет защищает своего владельца до тех пор, пока сохраняется в целости.

Традиционные «ведьмины бутылки» — это маленькие сосуды примерно семи-восьми сантиметров в высоту, которые делались из синего или зеленого стекла.

Однако ученые находили и более объемные бутылки высотой вплоть до двадцати трех сантиметров — их еще называют «белларминами». Свое название они получили в честь ярого католика и инквизитора Роберто Беллармино, жившего в конце XVI — начале XVII веков. Он печально прославился своими жестокими гонениями и преследованиями протестантов. А также сыграл немаловажную роль в сожжении Джордано Бруно. За эти «подвиги» жертвы прозвали инквизитора «Дьяволом».

Такие большие сосуды — «беллармины» — делались не из стекла, а из коричневой или серой глины, а затем их покрывали соляной лазурью. На стенках бутылки изображались бородатые лица, которые должны были отпугнуть зло.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

В XVI-XVII веках «ведьмины бутылки» обыкновенно закапывали в землю, чтобы отразить чары ведьмы. Обычно в них клались волосы, ногти и моча. Позднее содержимое изменилось — люди запечатывали в бутылке розмарин, гвозди, булавки и красное вино. После всех этих манипуляций, бутылка зарывалась в самом отдаленном месте собственного участка, пряталась под домашним очагом или ставилась в самое незаметное место в доме.

В Англии времен правления королевы Елизаветы I (1558;1603 гг.) эти бутылки получили широкое распространение — чаще всего археологи находят их под очагом, под полом или замурованными в стены. Считалось, что после того, как сосуд зарывался, в бутылку попадало зло, оно натыкалось на гвозди и булавки, тонуло в вине или отсылалось подальше от этого места благодаря розмарину. Иногда в «ведьмину бутылку» клали песок, камни, завязанные нитки, перья, скорлупки, травы, цветы, соль, уксус, масло, монеты и пепел.

Как уже говорилось ранее, ученые прежде не находили запечатанные сосуды с полностью сохранившимся содержимым. «Исследователи откапывают множество таких бутылок, однако чаще всего они пустые», — рассказал химик Алан Массей. Он занимается изучением магических артефактов, поэтому попросил разрешения исследовать содержание запечатанного сосуда, найденного в Лондоне. «Это первый случай, когда ученые открывают подобную бутылку», — еще раз отметил химик.

Кувшин, покрытый глазурью, исследовали археологи из благотворительной организации Маритайм Траст, которая занимается сохранением исторических судов и кораблей. Бутылка находилась на глубине полутора метров. Когда ее потрясли, оказалось, что внутри что-то есть. Рентгеновское исследование показало, что в горлышке сосуда застряли гвозди и обрезки ногтей — скорее всего, бутылку закопали вверх дном (ренгеновское изображене выше).

РЕЦЕПТ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ

В XVII веке англичане часто обвиняли ведьм в том, что они насылают на обычных людей болезни и неудачи. Такие бутылки изготовлялись для того, чтобы обратить чары ведьмы. Луковицеобразная форма сосуда и налитая в него моча образно представляли собой мочевую систему ведьмы. Считалось, что обрезки ногтей и погнутые гвозди причинят ей страдания, когда она начнет мочиться. И, в конце концов, ей станет так плохо, что она отзовет свое заклятие от хозяина бутылки обратно.

Они провели компьютерную томографию сосуда — выяснилось, что бутылка наполовину наполнена какой-то жидкостью. Позднейшие анализы показали,


что это человеческая моча. А внутри сосуда находились погнутые булавки и гвозди, обрезки ногтей с рук, кусочек кожи в виде сердечка, проткнутый ногтями, и волосы. Присутствие сульфида железа также говорит о том, что в смесь добавлялась сера.

Эксперт Брайан Хоггард, принимавший участие в исследовании и занимающийся историей английского колдовства, отметил: «До этого момента о содержании „ведьминых бутылок“ мы знали только то, что описывалось в источниках XVII века. В этих источниках предлагались различные рецепты подобной смеси, но историки не знали, что на самом деле туда клали. Например, сера не упоминается ни в одном из изученных документов — возможно, это изобретение хозяина бутылки. Хотя если задуматься, откуда бралась сера в те дни, то оказывается, что ее добывали из вулканов. И видимо, она должна была послужить идеальным способом убить ненавистную колдунью».

Дальнейшие анализы мочи показали, что в ней содержится метаболит никотина — то есть владелец бутылки был курильщиком.

А вот на обрезках ногтей остались следы маникюра. Видимо, эту бутыль наполнил человек, имеющий некий вес в обществе — раз он придавал большое значение внешнему виду своих рук.

«Это исследование отчасти подтвердило сведения из письменных источников XVII века. Теперь мы точно знаем, как они использовались и делались. Основная причина создания подобных бутылок связана с симпатической магией — люди верили, что нужно взять что-то личное у околдованного человека, добавить гнутые гвозди и другие малоприятные предметы, которые отравят ведьму или причинят ей страдания», — заключил Оуэн Дэвис, изучающий историю колдовства в университете Хартфордшира.

«ОХОТА НА ВЕДЬМ» ПО-АНГЛИЙСКИ

Термин «охота на ведьм» традиционно применяется к многовековой борьбе в Европе с ведовством, посредством сжигания виновных на костре. Начало охоты, по одним данным приходится на XIV век, по другим — на XV век.

Судебные процессы против ведьм возникали «волнообразно». Это было напрямую связано с бедствиями Европы — массовыми эпидемиями, войнами, неурожаями, — которые усиливали склонность людей к поиску «виновных». Последний всплеск «ведьминской истерии» пришелся на конец XVII века. По общим подсчетам, охота на «ведьм» унесла, по меньшей мере, жизни сотни тысяч человек, из которых большую часть составляли женщины — самых разных возрастов и сословий.

Интересно, что в Англии власти относились к поиску и наказанию «колдуний» не столь ревностно, как, например, в Германии или Испании. В этой стране закон против колдовства был принят в 1542 году, причем пытки были запрещены, а ведьм казнили через повешение. После 1682 года ведьм уже не казнили, 1712 годом датируется последнее официальное обвинение в колдовстве, а в 1736 году, Англия стала первым европейским государством, официально отменившим законы о ведьмах. Всего жертвами английской «охоты на ведьм» стали около тысячи человек. Кстати, обыкновенно в Англии ведьмами «становились» женщины средних лет, часто старые девы, живущие замкнуто.

Обсудить у себя 1
Комментарии (1)

очень интересная статья

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

~Клуб Ведьм и Ведьмаков~
Участников: 136


И равнодушная рука
Коснулась пламенного тела.
Не тяжела, и не легка…
Как! Ты не этого хотела?!
Тогда зачем в глухую ночь
Тайком спешила к чародею?
Он обещал тебе помочь
Любовь украсть? А счастье, с нею?
Горела толстая свеча,
Струился тусклый дым курений…
Колдун, невнятно бормоча
Мял теплый воск, макая в семя.
Он долго смачно колдовал
Бубнил, курил, гасил окурки.
Потом под нос тебе совал
Две беззащитные фигурки.
Впивалась тонкая игла,
Врезалась нить, вплетая вето,
Ножом граница пролегла…
Им, верно, больно было это.
Любовь убита!… А душа?
И радость, та, что ты хотела?
Что, жизнь не стоит ни гроша
Когда душа покинет тело?
Да, ты любовь его украла
Да, он пришел. Теперь он — твой.
… Скажи, когда ж ты осознала
Что труп живой перед тобой?
Ну, что же смотришь ты печально?
Решила все вернуть назад
Когда ты встретила случайно
Его погасший мертвый взгляд?
Нельзя назад. Про то забудь.
Как?! Ты не этого хотела?
Хотела ты любовь вернуть?
А получила только тело .




Я у костра согрею руки,
Круг черно-белый начерчу,
И все сомнения разлуки
В траву ночную прошепчу.
И не боясь нечистой силы,
С неё потребую ответ,
А буду ли тебе я милой,
И если буду сколько лет?
И как мне быть, и что мне делать,
Слова, какие говорить,
Какой рукой над чашей белой
Какие знаки выводить.
Я атеизм оставлю дома,
И логики забуду путь,
Я обмануть себя готова,
Да ты не хочешь обмануть




Полнолуньем, ведьминой порой,
Ворожбою дышит воздух ночи,
В тихий сад – окно скорей открой,
Что-то мне чудесное пророчит –

Женщина – властительница дум,
Образа волшебного основа,
Та, что я в бреду порой зову,
И хочу увидеть её снова.

Женщина – волшебница, колдунья,
Храма магии – владычица и жрица,
Озорница, милая шалунья,
Ночи полнолуния – царица.

Ей открыты вечности врата –
Времени, от прошлого до завтра,
Ей подвластны – тайна и мечта,
Её путь – «per aspera ad astra»